Теперь все статьи журнала в электронном виде на нашем сайте.
Беременность и Роды
Все о детях
Раннее развитие
Здоровье малыша
Детское Питание
Психология
Разное
Реклама

Возрастной кризис 1 года.

12.1.2012

Журнал «Аистенок», 2002, №10

Наталья Кудрявцева

Возрастной кризис 1 года.

Мы продолжаем рассказ о детских возрастных кризисах. Сегодня речь пойдёт о так называемом кризисе 1 года.
Это момент, который связан с освоением ходьбы и фазовой речи. Его продолжительность, как, впрочем, и продолжительность всех остальных кризисов, зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Принято считать, что у девочек этот период заканчивается к 1,5 годам, а у мальчиков к 2 годам.
Как же развивается малыш в это время?
К концу первого года жизни у ребёнка возникает связь между предметом и его названием. Она выражается в том, что малыш ищет и находит именно то, о чем попросил его взрослый. Важно, что ребенок ищет какой-нибудь предмет не для того, чтобы просто посмотреть на него, главное для него – это продолжение общения со взрослым. Характерно, что в этом возрасте малыш может вполне чётко выполнять по слову определённые действия при общении с одним человеком и совсем не реагировать на те же слова, произносимые другим взрослым. Если годовалый ребёнок по просьбе матери показывает головку, нос, глазки, ножки, то на подобную просьбу других людей он может не реагировать. В этом возрасте малыш находится в таком тесном контакте с матерью, что для выполнения действий важны не только слова, но и жесты, мимика, интонация и ситуация общения.
Ребёнок начинает правильно реагировать на слова окружающих, когда эти слова повторяются много раз в сочетании с определёнными жестами. Так мама говорит малышу: «Дай ручку» - и сама делает соответствующий жест. И ребёнок очень быстро научится ответному действию. При этом малыш реагирует не только на слова, а на всю ситуацию в целом.
Позднее значение ситуации преодолевается, ребёнок начинает понимать слова вне зависимости от того, кто их произносит, и какими жестами они сопровождаются.
Обычно в это время малыш начинает произносить и свои первые слова. Теперь ребёнок может сам обращаться к взрослому, требовать от него общения, названия всё новых и новых предметов. Этот период можно назвать периодом освоения фазовой речи. Очень многое в это время зависит от того, как родители организуют общение с ребёнком, какие требования к нему предъявляют. Дети, с которыми взрослые мало общаются, ограничиваясь уходом за ними, резко отстают в развитии речи. С другой стороны, если родители пытаются ловить каждое желание ребёнка, исполнять все, что он хочет, по первому жесту, ребёнок может долго обходиться без речи. Совсем другое дело, когда взрослые вынуждают малыша произносить слова внятно, по возможности ясно оформлять словами свои желания и только в этом случае исполнять их.
В то же время ребёнок начинает делать первые шаги. Это очень трудное дело. Управление движениями ходьбы ещё не сложилось, и поэтому ребёнок постоянно теряет равновесие. Стул, который надо обойти, игрушка, которая не вовремя оказалась на дороге, становятся серьёзным препятствием. Один-два шага и малыш падает на руки к маме или на пол. Но что-то все-таки заставляет его преодолевать страх перед падением и снова и снова делать свои первые шаги. Конечно вначале – это участие и одобрение взрослых. Вскоре, после первых успехов, малыш начнёт получать удовольствие от управления собственным телом, и будет стремиться, как бы увеличить эту власть над собой, преодолевая препятствия.
По мере того, как ребёнок учится ходить и исследовать окружающий мир, в то время как он овладевает речью, его способности развиваются скачкообразно. Развитие редко идёт по прямой. Когда малыш осваивает новые вещи, его развитие прогрессирует. К примеру, он сконцентрирован на том, чтобы научиться ходить, поэтому он более зависим и эмоционально неустойчив, чем обычно. Этого и следует ожидать, потому что незрелая эмоциональная система малыша перегружается в период приобретения новых навыков.
Собственно в этом и заключается кризис 1 года. Овладевая ходьбой и речью, ребёнок проходит очень сложный период развития, когда ему совершенно необходима помощь родителей. Годовалый малыш особенно привязан к матери, отрыв от неё в этом возрасте – тяжёлое переживание для него, и начало посещения яслей в возрасте 1 года - не самое лучшее время для этого. Следует подождать окончания кризисного периода, когда ребёнок достигнет более высокого уровня адаптированности.
Конечно, обстоятельства могут сложиться так, что ребёнка всё-таки придётся оставлять с няней или водить в ясли. Вот несколько советов, которые помогут уменьшить страхи малыша:
 Не пытайтесь незаметно ускользнуть от ребёнка, оставляя его в детском саду или с няней. Делайте так, чтобы вы были какое-то время рядом с ним, чтобы он легче адаптировался к новой ситуации. Ускользая тайком, вы лишь усиливаете его страхи, создаёте ситуацию «ты меня то видишь, то не видишь».
 Не отталкивайте малыша от себя, если собираетесь уходить. Постарайтесь отвлечь его, поставить какую-нибудь посильную для выполнения задачу и обязательно уверяйте его, что вернётесь.
 Когда его языковые навыки позволят, побеседуйте с ним, объясните, что «ненадолго» уйдёте, однако учитывайте, что у ребёнка еще нет понятия времени.
 Даже если ребёнок понимает, что вы вернётесь, не думайте, что он обрадуется вашему уходу. Скорее всего, он станет плакать. Но пройдет немного времени и он успокоится, так как понимает, что вы всё-таки вернётесь.
 Если позволяют время и обстоятельства, вместе посидите рядом с человеком, которого малыш не знает, но с которым будет встречаться ещё. Дайте ребёнку возможность привыкнуть, и он сам выберет тактику поведения.
 Не забывайте, что страх одиночества – это всего лишь один из элементов развития ребёнка. Не оправдывайтесь и не извиняйтесь перед воспитателями, если они говорят, что ваш малыш плачет, когда вы уходите. Этим вы можете вызвать у ребёнка ощущения, что у него что-то не так.
Важно помнить, что в этот кризисный период необходимо уделять много внимания развитию речи малыша. Старайтесь, как можно больше разговаривать с ребёнком. Когда маленькие дети слушают нас, они быстро привыкают к интонациям и ритму речи.
Обязательно читайте ребёнку. Чтение книг – очень эффективный способ расширения языкового мира малыша. Это занятие помогает ему привыкнуть к языковым символам, то есть к тому, что написанное слово заменяет звучащее. Очень скоро ребёнок начинает понимать, что предмет, который он видит на картинке, означает какое-то слово.
Пусть малыш говорит, когда вы читаете. Имеется в виду, что сначала вы рассказываете о картинках в книге, которую рассматриваете вместе. Говорите ребёнку: «Это корова, а это – лошадка», произносите звуки, которые издают животные. Когда вы называете всё, что видите, ребёнок получает очень много информации об использовании слов. Очень скоро малыш сам начнёт произносить звуки, ожидая, когда ему покажут картинку в книге. Можно продолжить это занятие, задавая ребёнку вопрос: «Что это?», и отмечая, произносит ли он звуки, соответствующие изображённому на картинке животному. По мере совершенствования способности ребёнка выражать свои мысли, можно начать задавать ему вопросы о том, что изображено в книге, которую вы читаете. Это можно делать в процессе чтения. Получив ответ, можно расширить вопрос. Таким образом, ребёнок становится участником процесса чтения, а не только пассивным слушателем.
Помогайте малышу использовать приобретённый речевой опыт. Конечно, для того чтобы попросить что-либо, ребёнок умеет хныкать, мычать или жестикулировать. Это было приемлемо до тех пор, пока у него не было достаточно знаний для выражения своих мыслей словами. Теперь же, когда ребёнок пытается попросить о чем-либо жестами, а вы уверены, что он знает, как это называется, спрашивайте его: «Что ты хочешь?». Если малыш назовёт предмет, это говорит о том, что он может выразить свое желание словами.
В это период также надо начинать учить ребёнка «волшебным» словам. Старайтесь, подавая ребёнку нужную ему вещь, не забывать требовать, чтобы он сказал «спасибо». Всякий раз, когда кто-нибудь приходит, напоминайте ребёнку, чтобы он сказал «привет», а когда уходят – «пока-пока» и помахал ручкой.
Не забывайте о важности обратной связи. Отвечайте на узнаваемые сочетания гласных и согласных звуков, например, на звуки «ма-ма», отвечайте предложением «Мама здесь». Родители для детей – это средство понимания того, что они хотят сказать. Если вы догадались, о чём хочет сообщить малыш, продолжите слово или добавьте слова за него, чтобы получилось то, что он имел в виду. Создавая обратную связь, избегайте разговора на «детском языке». Обязательно говорите нормально. Когда взрослый говорит на «детском языке» - это карикатура на произношение звуков. Если вы хотите помочь ребёнку в формировании речевых навыков, не искажайте речевую модель. Пусть он привыкает к вашей модели языка и её имитирует.
Расширяйте укороченные фразы малыша. Например, если ребёнок просит булку, произнося «бу-бу», то можно отреагировать на это вопросом: «Ты хочешь булку?». Не ленитесь произносить длинные фразы. Даже если ребёнок не всё понимает, каждая такая ситуация его многому научит.

Вы очень поможете малышу благополучно пережить возрастной кризис и перейти на новый уровень взаимодействия с окружающим миром, если постепенно начнёте приобщать его к социальным отношениям. Несколько советов на эту тему могут вам пригодиться.
 Постарайтесь, чтобы у вашего малыша были друзья, с которыми он сможет играть. Обратите внимание на то, что с одними детьми у вашего ребёнка нет контакта, а с другими есть. Может быть, стоит приглашать таких деток к себе, чтобы малыши могли вместе играть. Даже если ваш ребёнок еще не дорос до того, чтобы быть хорошим партнёром в игре, ему может нравиться быть с другими детьми и наблюдать за тем, что они делают.
 Не принуждайте ребёнка вступать в контакт с другими детьми. Позвольте ему подготовиться к этому самостоятельно. А вы обеспечьте ему «безопасный тыл», куда всегда можно вернуться.
 Обучайте его элементарным навыкам общения, например, «волшебным словам», о которых говорилось выше.
 Проводите простейшие уроки о том, как надо делиться. Начните с объяснения элементарного понятия собственности. Если ваш малыш схватил чужую игрушку, заберите её со словами: «Это игрушка Андрюши, надо её отдать, а мы с тобой возьмём другую игрушку». Такие уроки дают первые представления о границах отношений.
Не забывайте, что учить надо на примерах. Будьте сами хорошим примером. Так, как вы приветствуете своего малыша, выражаете сочувствие, беседуете с ним, как справляетесь с раздражением – всё это пример для подражания, точно также ваш ребёнок будет в дальнейшем строить отношения с другими людьми.

Читайте также:

Развитие ребенка - второй месяц

18.2.2012
Журнал «АИСТЕНОК», 2004, 9 ВТОРОЙ МЕСЯЦ Ваш малыш взрослеет не по дням, а по часам. Он окреп, подрос и готов к новым свершениям. Почему мы плачем? У младенца на втором месяце жизни...

Учимся СПАТЬ (испанский метод)

10.1.2012
Журнал «Аистенок», 2002, №12 Михаил ФЕДОТОВ Учимся СПАТЬ (испанский метод).  Традиционно плохой детский сон оправдывается всеми (врачами, родителями, бабушками, воспитателями): режутся...

Близнецы могут воспринимать мир по-разному

18.2.2012
Журнал «АИСТЕНОК»,  2004, 7-8 Близнецы могут воспринимать мир по-разному Одному человеку легче воспринимать объяснение на слух, другой способен понять условие задачи только если вчитается...
 
Семейный журнал «Аистенок»
© 2008-2018