Теперь все статьи журнала в электронном виде на нашем сайте.
Беременность и Роды
Все о детях
Раннее развитие
Здоровье малыша
Детское Питание
Психология
Разное
Реклама

Иаков: праведник, боровшийся с Богом

18.1.2012

Журнал «Аистенок», 2003, №9

Андрей Десницкий
Иаков: праведник, боровшийся с Богом


В прошлом номере журнала мы уже начали рассказ о рождении двух близнецов, Исава и Иакова, и о том, как он Иаков купил за миску похлебки первородство у Исава, а потом обманом получил предназначенное брату благословение отца. Но этому праву первородства и этому благословению еще предстояло воплотиться в жизнь, и для этого Иакову предстояло немало потрудиться. Ведь благословение Божие нечасто принимает форму пирогов, которые сами падают с неба в раскрытые рты.
Благословенный беглец
Во всем повествовании об Иакове мы видим одну интересную особенность: почти все его действия имеют два объяснения (не связано ли это с тем, что сам Иаков – один из двух близнецов?). С одной стороны, перед нами разыгрывается драма человеческих страстей, а с другой – мы видим, как в истории разворачивается Божественный замысел. Человеческие поступки и эмоции могут изменить судьбу конкретного человека, но не общее течение истории.
Итак, наступают последние дни Исаака, отца близнецов. Их мать Ревекка, да и сам Иаков прекрасно понимают, что обманутый Исав ни за что не оставит в покое брата, который лишил его права первенства. Иакову нужно бежать! Но, с другой стороны, сам Исаак отправляет его в далекий путь, чтобы он нашел себе невесту в родной земле своего деда Авраама. Местные жители уже перешли ту грань греха, за которой наказание становится неминуемым. Их кровь не должна течь в жилах потомков Авраама, Исаака и Иакова.
Иаков отправляется в путь. В одном месте он ложится отдохнуть и во сне видит лестницу между небом и землей, по которой спускаются и поднимаются ангелы. Не символ ли это всякой религии – связи между небесным и земным мирами? Именно здесь Господь подтверждает Иакову, что именно он – наследник завета, то есть договора, заключенного Богом с Авраамом и Исааком. Ведь вся ветхозаветная религия и построена на личных «договорных» отношениях, которые связывают Бога и человека.
Иаков прибывает в Месопотамию. Именно здесь в свое время раб Авраама познакомился у колодца с Ревеккой, будущей матерью Иакова, и после краткого сватовства увез ее к своему господину. Точно так же находит свою будущую жену и Иаков, когда прекрасная Рахиль пригоняет на водопой свое стадо. Но на сей раз сватовство оказывается далеко не таким простым, как было с Ревеккой. И в самом деле, разве хитрец Лаван выдаст просто так свою дочку Рахиль, за Иакова – нищего беглеца? Нет, пусть сперва как следует поработает, пася его стада! «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее».
Две жены и пестрый скот
Наконец, настает день свадьбы. Лицо стыдливой невесты, как и требует обычая, скрыто покрывалом, да и нежный голос ее на празднестве не слышен, а в шатре у новобрачных темно… Следующим утром изумленный Иаков обнаруживает рядом с собой не Рахиль, а ее старшую сестру Лию! «В нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей, – объясняет ему хитрый тесть, – но дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет». Хитрец Иаков, занявший место брата под благословляющей рукой слепого отца, и сам обнаружил на следующее утро после свадьбы, что вместо возлюбленной ласкал ее сестру. Интересно, вспомнил ли он тогда об отце и брате?
Прошли и другие семь лет, но теперь Иаков был дважды женат, теперь рос его «дом», как называется в Библии патриархальное семейство. Любит он по-прежнему Рахиль, но зато Лие Господь даровал плодородие. Ведь в этом мире равенства не бывает, но тот, кто беден в одном отношении, нередко богат в другом. Сестры устроили настоящее соревнование, кто родит больше, и, чтобы победить, каждая сестра привела к мужу еще и свою служанку. В те времена для мужчины было обычным иметь помимо жен еще и наложниц (их дети считались детьми той жены, которой принадлежала служанка).
С Лаваном Иаков через некоторое время заключил новое соглашение, ведь 14 лет службы за жен прошли, и нужно было назначить новую плату. Естественной наградой пастуху была бы часть приплода скота, но как отличить в стаде животных хозяина от животных работника? Они сговорились так: пестрые и крапчатые животные отныне станут собственностью Иакова, а одноцветные будут принадлежать Лавану.
Крапчатым оказался самый лучший скот. И вновь мы видим двойное объяснение: Иакова благословил Господь, а с другой стороны, он и сам применял какие-то особые приемы селекции. Библия описывает это очень наивно: когда спаривался крепкий скот, Иаков клал перед его глазами пестрые прутья, и приплод тоже получался пестрым. О настоящей генетике люди тогда еще ничего не знали.
Становилось ясно: с Лаваном им теперь будет трудно поладить. И вновь Иаков решает бежать от более сильного родственника, а с другой стороны – он слышит призыв Господа возвращаться в родную землю. Рахиль, любимая жена, захватывает с собой домашних божков своего отца (он же был язычником!), и разъяренный отец бросается в погоню. Когда он настигает семейство Иакова, кажется. что расправы не миновать, но Рахиль прячет божков под просторное верблюжье седло, а сама садится сверху и заявляет, что у нее «обычное женское». Женщины в этот период считались нечистыми, и никто не стал заглядывать в седло. Рахиль сберегла божков – трудно расстаться с религией детства!
Поединок у реки
Итак, Иаков со всей своей семьей приближается к Ханаану, земле, которую Бог обещал ему и его потомкам. Он бежал оттуда с пустыми руками, теперь возвращается с женами, детьми, слугами и множеством скота – но как встретит его обиженный брат, Исав? Иаков в смятении.
Восточной границей обетованной земли, Ханаана, тогда служила небольшая речка по имени Иавок. Иаков переправляет свое семейство, предусмотрительно разделив его на две части: пусть в случае нападения Исава выживет хоть одна! Люди и скот уже перебрались вброд, наступала ночь и Иаков был на берегу один…
«И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся бедра его и повредил состав бедра у Иакова». И тут между ними разыгрался удивительный диалог. Таинственный Незнакомец сказал:
– Отпусти Меня, ибо взошла заря.
– Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня, – ответил Иаков.
– Как имя твое?
– Иаков.
– Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
Что означали эти слова? Неужели Иаков действительно боролся с Богом? Многие считают, что подумать так – значит низвести Бога до уровня простого человека. Патрирах боролся с ангелом, говорят они, наверное – с ангелом-хранителем Исава, который не хотел впускать его в Ханаан. Или, может быть, этими словами изображена борьба двух начал в душе самого Иакова…
Я думаю, что мы вполне можем доверять слову Писания: Иаков действительно боролся с Богом. Так что же, Бог признал себя побежденным? Но ведь и родители, играя с детьми, могут поддаться и дать им выиграть. Странно было бы видеть отца-тяжеловеса, который всерьез борется со своим малышом как с равным… Может быть, Бог так же поддался Иакову.
Но что означает этот поединок? Действительно, с самого своего рождения и до сих пор Иаков постоянно боролся с обстоятельствами жизни, что для верующего человека означает – с Богом. Это не значит, что Бог никак не хотел дать ему место под солнцем получше, напротив, Он постоянно подтверждал, что остается на его стороне. Наверное, так и мудрый родитель напоминает ребенку, что он рядом и готов помочь, но в то же время ждет, что ребенок сам как следует потрудится для достижения желанной цели. Богоборчество Иакова – не атеизм, не отрицание Бога и борьба против Него, а форма диалога, в которой человек может сопротивляться и говорить Богу «нет», но в конечном итоге они приходят к согласию. Это напряженный диалог между двумя личностями, Богом и человеком, которые очень дороги друг другу и только поэтому могут вступать в спор. И, кажется, Богу это нравится больше, чем почтительное безразличие.
Осень патриарха
Все изменилось в жизни Иакова после этого поединка. Он примирился с Исавом и поселился в Ханаане. Теперь у него было двенадцать сыновей, будущих родоначальников израильских «колен» (то есть племен) и одна дочь. Теперь ему не надо было ни за что бороться, ничего приобретать – только сберегать приобретенное. Ведь его новое имя, Израиль (созвучное древнееврейскому выражению «боролся с Богом») должно было стать именем целого народа. До сих пор Господь отбирал среди сыновей патриархов того, кто должен был унаследовать Его благословения. Теперь выбор был закончен – все сыновья Иакова наследовали их в равной мере. Отбор сменился приумножением.
Но сама семья Иакова, похоже, этого еще не осознавала. Среди всех своих сыновей Иаков особенно выделял Иосифа, и братья стали завидовать ему… Впрочем, тут начинается совсем другая история.


Многоженство всегда было популярно на Ближнем Востоке, остается оно популярным и по сей день. Мужчина, который может позволить себе содержать несколько женщин, не только получает дополнительную порцию ласк, но и доказывает всем свою состоятельность и силу.
Пожалуй, трудно найти другую древнюю книгу, кроме Бытия, где задолго до песенки «если б я был султан» были бы так точно изображены все минусы положения многоженца. Ярче всего выглядит эпизод, когда Лия покупает у бесплодной Рахили право на ночь с Иаковом ценой мандрагоровых корней (они считались верным средством от бесплодия). И почтенный патриарх, как баран, идет к тому стойлу, куда его ведут…
Еще долго потомки Иакова не ограничивали себе в удовольствиях, особенно если они были царями. Многочисленный гарем был и у Давида, и у Соломона, но Библия постоянно подчеркивает, к каким грехам приводило женолюбие этих царей: Давид послал на верную смерть своего верного воина, чтобы завладеть его женой, а Соломон, пойдя навстречу своим женам-язычницам, разрешил у себя при дворе идолопоклонство.
Но ко временам Нового Завета иудеи уже давно расстались с многоженством. И в самом деле, если брак – союз двух уникальных личностей, каждый из которых несет в себе образ и подобие Бога (а Библия видит это так), то жена не может становится лишь «одной в ряду прочих».

Читайте также:

Первый христианский остров

3.1.2012
Журнал «Аистенок», 2002, №7 АЛЕКСАНДРА КУДРЯВЦЕВА ПЕРВЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ ОСТРОВ Остров Кипр стал популярным местом отдыха для россиян. Многие считают Кипр хорошим курортным...

Вниду в дом Твой

3.1.2012
Журнал «Аистенок», 2002, №9 Александра Кудрявцева "ВНИДУ В ДОМ ТВОЙ, ПОКЛОНЮСЯ КО ХРАМУ СВЯТОМУ ТВОЕМУ…" Когда мы только открываем для себя православие, его устроение,...

Как правильно развивать способности ребенка?

29.4.2013
Недавно к нам в редакцию пришло письмо от беременной женщины, в котором она спрашивала об использовании разных методик для улучшения внутриутробного развития малыша, чтобы он родился талантливым, здоровым, красивым и умным. И тут сразу же напрашивается другой вопрос – зачем женщина хочет, чтобы ее ребенок был именно таким?
 
Семейный журнал «Аистенок»
© 2008-2019